Сначала его лепили из сырой глины, потом покрывали глазурью – порошком из минерала кварца; раскрашивали - а расписывают фигурки ярославской майолики исключительно вручную, в технике «a la prima» - рисунок наносится по сырой эмали, с первого раза. Живописец должен работать точно и аккуратно, не допуская ошибок, т.к. их нельзя «поправить»; ставили в печь. Глазурь плавилась, и фигурка стала гладкая, блестящая, крепкая...
«Единорог. Ярославская майолика.» на Яндекс.Фотках (размер: 8,5 см. х 7 см.)
Русская майолика
В России расцвет майоликового производства пришёлся на XVIII век. Наиболее известные центры производства — московский завод Гребенщикова, выпускавший изделия с монохромной росписью, и мастерские в подмосковном поселке Гжель, где в то время преимущественно использовалась многоцветная техника. Другим крупным центром майолики ещё в XVII веке был Ярославль, где производились поливные изразцы для украшения стен храмов и интерьеров домов.
К технике майолики обращались многие выдающиеся художники, в частности русские живописцы «серебряного века» М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин и С. В. Малютин, а также западные модернисты, в частности Ф. Леже и П. Пикассо.
Название таких изделий произошло от о-ва Майорки (Maiolica (от итал. Maiolica — Мальорка) — имя острова, смягченное итальянским народным произношением), откуда в 1115 г. были впервые вывезены генуэзцами, как военная добыча в борьбе их с пиратами, испано-мавританские керамические сосуды и поливные плиты, послужившие для итальянских гончаров образцами при их опытах производства Майолики.
В Интернете сведения именно о ярославской майолике сильно разнятся. Некоторые источники сообщают, что исторически она не менее известна, чем жостовские подносы, палехские шкатулки и каргопольская игрушка. Все сходятся в одном, что зародилась майолика в Испании на острове Майорка в XVI веке. От названия острова пошло и название ремесла.
Майолика - особая технология росписи предметов из красной глины, когда готовое изделие расписывают по сырой эмали, а потом обжигают в специальной печи. В Россию майолику завезли при Петре I голландцы и итальянцы.
А далее я (выдержки из материала, подготовленного Ларисой Францек) воспользуюсь статьей "Глинная инженерия", напечатанной в экономическом еженедельнике "Коммерсантъ Деньги". Издания издательства "Ъ" кажутся мне вполне заслуживающими доверия, чтобы их цитировать.
Так вот, в статье утверждается, что ярославская майолика не имеет никакого отношения к возрождению народных промыслов. Утверждение кажется мне вполне верным хотя бы потому, что исторических сведений о ярославской майолике, в общем-то, и нет. Будь она старинная, они бы были.
Изделия из красной глины начали делать в Ярославле два художника всего 14 лет назад. И такого понятия "ярославская майолика" до 1992 года, утверждается в статье, не существовало. Когда в начале 90-х годов всё разваливалось, два художника, Евгений Шепелев и Наталья Павлова, оказались не у дел и решили организовать мастерскую малой пластики, т.е. выпускать игрушки и сувениры.
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ:
ТЕМЫ ЗАПИСЕЙ