«Был я на пожаре...»
«Пожар», о котором говорится в старинной загадке, — это обжиг, один из самых ответственных этапов изготовления не только горшка, но и любой другой глиняной посуды.
Во время обжига в глине происходят сложные процессы, сопровождающиеся удалением влаги, распадом одних и образованием других веществ. Только после него глина превращается в искусственный силикат, называемый керамикой. В результате она обретает прочность, твердость, не боится воздействия воды, огня и многих химических веществ.
Но прежде чем попасть на «пожар», каждое глиняное изделие должно пройти подготовительную стадию, называемую сушкой.
Сушка — довольно сложный и длительный процесс. Поэтому надо запастись терпением и не пытаться его ускорить. Поспешность может свести на нет всю предыдущую работу: при быстрой сушке изделие покрывается многочисленными трещинами и коробится. На первом этапе сушки влага из изделия должна испаряться как можно медленнее. В первые дни посуду и игрушки народные мастера сушат в помещении или под навесом в тихом заветренном месте, где не бывает сквозняков. На предварительную сушку уходит двое-трое суток. После этого изделия досушивали на протопленной печи. Чем лучше высохнет глина, тем больше надежды на то, что при обжиге не возникнет брак. Порой перед самым обжигом изделия окончательно просушивали в русской печи. Если в печи к этому времени был сильный жар, то фактически производится легкий предварительный обжиг. Изделие, имеющее сложную форму с множеством деталей, сушить нужно с особой осторожностью, например, опустив в какую-либо металлическую посудину или коробку, прикрыв ее сверху газетным листом. Крупное изделие можно покрыть сверху сухой тряпкой. На вторые сутки тряпку снимают, но продолжают сушить изделие в тени. Примерно на четвертые сутки средних размеров изделие можно досушивать на печи или на батарее центрального отопления. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность, необходимую для дальнейшей обработки. Перед тем как подвергнуть обжигу, каждое изделие нужно тщательно осмотреть. Если будут обнаружены трещины, их необходимо тщательно заделать. Трещину смачивают водой и замазывают мягкой глиной. Кроме трещин, на изделии могут оказаться всевозможные неровности, случайные наслоения, приставшие к поверхности глиняные крошки и мелкие царапины. Испорченные участки нужно обработать циклей и зачистить мелкозернистой наждачной бумагой, а затем удалить глиняную пыль широкой кистью или щеткой. Обжигают глиняные изделия в горнах, в муфельных и русских печах, а также в кострах. Мелкие изделия, такие, как игрушки и всевозможные украшения, можно с успехом обжигать в топке любой бытовой печи — шведки, голландки, садовой печки-буржуйки и даже в камине. Причем для этого не надо специально топить печь: капсели с изделиями кладут в печь во время очередной топки.
Капсели предохраняют хрупкие глиняные изделия от загрязнения и механических повреждений. Простейшие капсели изготавливают из консервных банок (рис. 67). Чтобы при обжиге изделия не потемнели, в банках пробивают несколько мелких отверстий (67.1).
Только для получения черной керамики банки закрывают плотно, сделав лишь одно небольшое отверстие для отвода газов (67.2). Крупное панно, которое не входит в камеру муфельной печи, обжигают по частям (рис. 68). Об обжиге начинают думать уже в процессе работы над крупной вещью. Обычно керамисты разделяют большое панно на части такой величины, которые могут поместиться в камере печи, имеющейся вих распоряжении. При этом панно стараются разделить так, чтобы контуры отдельных частей рельефа по возможности совпадали с плоскостями разрезов. Благодаря этому швы после сборки панно бывают менее заметны.
Обжиг в костре.Превращение глины в керамику происходит при температуре 500—900°С Чем ниже температура, тем дольше должен длиться обжиг. Исследования показали, что в костре можно достичь температуры до 750°С. Обжиг в кострах не изжил себя и в наше время. Он сохранился в Средней Азии, Африке и Америке. Самое короткое время обжига в костре от 8 до 12 часов, но бывает, что он длится несколько суток. Как вы помните, Робинзон обжигал свою посуду всего за одну ночь.
Жителям сельской местности при необходимости можно вполне воспользоваться многовековым опытом. На ровной площадке укладывают куски кирпичей и в первую очередь ставят на них крупные вещи. Затем кладут изделия средних размеров и капсели с мелочью (рис. 69.2). Пирамиду из глиняных изделий осторожно обкладывают дровами и поджигают костер. Жечь костер нужно по крайней мере не менее 8 часов. Хотя, как уже говорилось, чем дольше длится обжиг, тем прочнее становится керамика. Но если вещи имеют чисто декоративное назначение, то необязательно добиваться от черепка каменной твердости.
Мелкие изделия в капселях можно обжечь в костре и другим способом (69.1). На ровной площадке вырывают неглубокую ямку. На ее дно укладывают решеткой дрова и ставят капсели из консервных банок. Яму засыпают древесным углем, оставшимся от старого костра. Когда уголь полностью покроет банки, его присыпают тонким слоем земли. На подготовленной таким образом площадке разводят костер, на котором можно варить пищу или же использовать для каких-либо других надобностей: обжиг будет идти как бы автоматически. Если костер перестают жечь поздно вечером, его гасят, присыпают землей и оставляют до утра. Утром капсели выкапывают из золы и достают из них обожженные изделия.
Обжиг в гончарном горне.
В отличие от костра в гончарном горне достигается температура выше 900°С. Изделия находятся в специальной камере, и не надо бояться повредить их неудачно брошенным поленом. Существует множество конструкций горнов, но, пожалуй, самый простой — двухкамерный горн. Камеры его разделены колосниковой решеткой: в верхней размещаются изделия, а в нижней — топливо. Современные гончары нередко в качестве решетки использует ступицы от колес автомашин (69.3).
Ступицы имеют различные размеры, следовательно, от них зависят и размеры горна. Чаще всего горн врывают в склон оврага или холма — толща земли служит надежным теплоизолятором. Корпус горна выкладывают из кирпича или же лепят из глины. Из густо замешенной глиняной массы (1 часть глины на 3 части песка) скатывают валики диаметром примерно 10 см и выкладывают из них стенки горна подобно тому, как лепят сосуды из жгутов. После укладывания нескольких рядов стены выравнивают каждый раз деревянной колотушкой. В зависимости от погоды горн сушится 10—15 дней, а то и больше. Высушенный горн присыпают землей и обжигают. С целью экономии дров и времени вместе со стенками печи обжигают изготовленные к этому времени всевозможные глиняные изделия. Горн загружают через люк, находящийся сверху. Сначала на колосники ставят крупную посуду, потом среднего размера, а на самый верх укладывают всякую мелочь. Люк, через который загружается горн, прикрывают листом железа и черепками. В течение нескольких часов печь прогревается на малом огне, затем постепенно жар усиливают. Когда температура перевалит за 900°С, изделия раскаляются и начинают светиться оранжево-красным светом. Чтобы обжечь игрушки, достаточно всего 3—4 часа, а для посуды и других крупных изделий требуется не менее 12 часов. Обычно обжиг начинается утром и кончается вечером. В течение ночи горн вместе с изделиями остывает, а утром его можно уже разгружать.
Обжиг в русской печи игрушек.Большинство народных глиняных игрушек (рис. 70) проходили обжиг не в горнах, а в русской духовой печи. Обычно игрушки в русской печи обжигали во время очередной топки. Зачастую тут же на поду стояли горшки, в которых варилась пища. Но одно другому не мешало. Игрушки плотно устанавливали на железный противень и отправляли в печь. Сначала их около часа выдерживали в стороне от огня, давая возможность как следует просохнуть, а потом ставили противень на горящие дрова.
Обычно, чтобы обогреть помещение и сварить пищу, русскую печь топят три-четыре часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы игрушки не только раскалились, но и пробыли в этом состоянии значительное время.
Вынимали игрушки на другой день после остывания печи. Если по какой-либо причине обжечь игрушки во время топки не удавалось, их обжигали после нее на раскаленных углях. Пылающий жаром угольсгребали в одну кучу, на которую ставили противень. Затем подгребали к нему со всех сторон оставшийся уголь и присыпали золой.
Закрыв трубу и заслонку, игрушки оставляли в печи до утра. Чтобы не угореть, трубу закрывали только тогда, когда над углем исчезали окончательно голубые язычки пламени, а сверху появлялся легкий налет золы.
Обжиг в русской печи посуды. Для обжигания горшков и другой глиняной посуды русскую печь топили специально. Скорее всего горшок из приводимой выше загадки побывал «на пожаре» именно в русской печи.
Самый простой способ обжига заключался в следующем. В печь укладывали дрова, а сверху на них размещали предназначенную дли обжига посуду. Чтобы случайно не повредить сосуды, дрова во время топки подкладывали очень осторожно.
Печь прекращали топить, когда температура в ней поднималась до 900°С и выше, тоесть когда сосуды раскалялись.
Температура в русской печи падает очень медленно, поэтому сосуды оставались раскаленными в течение нескольких часов, а остывали только на следующий день к обеду.
При другом способе посуду обжигали не «навалом», а расставляли на поду печи в определенном порядке (рис. 71). Известны два варианта размещения посуды в печи. При первом — высокие сосуды, например крынки, ставят на кирпичи, положенные в два ряда вдоль топки (71.1). Затем сверху под наклоном и горлышками вниз устанавливают на каждом сосуде еще по два. Причем один из верхних сосудов должен упираться в свод печи, а другой — на такой же наклонный сосуд, только находящийся в соседнем ряду. Поверх перекрытия из наклонных горшков порой загружались «навалом» остальные сосуды. При таком расположении между сосудами образовывались промежутки, в которые укладывали дрова во время топки.
Второй вариант размещения сосудов более простой. Сосуды устанавливаются друг на друга в несколько рядов у стенки топливника, а рядом с ними, ближе к устью, загружали дрова (71.2). Разумеется, топить печь, в которой установлена сложная конструкция из посуды, нужно было очень осторожно. На первом этапе обжига посуду нагревали очень медленно, разжигая небольшие костерки из сухих, но не дающих много жара дров — ели, осины, ивы. Когда же посуда в печи после двух-трех часов хорошо прогревалась, тогда в ход шли дрова, дающие много тепла, — ольха, береза, дуб, древесина погибших фруктовых деревьев (яблони, груши, вишни). Когда посуда накалялась, переходили на нежаркие дрова и постепенно прекращали топить совсем.
Как и при любом обжиге, посуде давали медленно остынуть вместе с печью и только после этого извлекали ее на свет божий.
Обжиг в муфельной печи.На современном производстве обжиг керамики производят в муфельных печах с большими обжиговыми камерами. Керамисты, работающие в городе, заказывают для себя печи поменьше. Ну а керамисты-любители порой делают муфельные печи своими руками. Из всех известных конструкций самая простая и доступная — муфельная приставка к электроплитке. В ней можно обжечь сразу несколько мелких изделий либо одну сравнительно крупную вещь (рис. 72). Приставка представляет собой цилиндрический колпак из огнеупорной глиняной массы (1 часть глины на 3 части толченого огнеупорного кирпича либо обломков диска от старой электроплитки). Колпак является рабочей камерой муфеля (72.1). Вылепить его можно одним из способов, применяемых в ручной формовке. Из той же массы лепится смотровая трубка, предназначенная для наблюдения за ходом обжига (72.4). Цилиндр делается с таким расчетом, чтобы он упирался в края диска электроплиты. При формовке колпака нужно учитывать то, что при высыхании его диаметр уменьшится на 1/5—1/10 часть.
Вылепленный колпак сушат при комнатной температуре не менее 4—5 суток, а затем помещают внутри металлического кожуха (72.7), сделанного из кровельного железа. В кожухе вырезают отверстие под смотровую трубку, закрывающееся шторкой (72.3). Чтобы муфельную приставку удобно было поднимать, на корпусе кожуха крепятся две скобчатые ручки (72.2). Установленный в кожухе глиняный колпак прижимают сверху скобой (72.8), укрепив ее на стенке болтами с гайками. Сверху кожух закрывают крышкой из листового железа (72.5). В крышке вдоль края и в середине пробивают отверстия, необходимые для удаления влаги. Крышка крепится на четырех шурупах, которые ввинчиваются в заранее приготовленные отверстия. Но прежде чем закрыть крышку, внутрь кожуха насыпают асбестовую крошку, служащую теплоизолятором. (Такую крошку можно извлечь из старых металлических дисков от электроплиток.) Крошку можно заменить хорошо просеянной древесной золой, которая также является хорошим теплоизолятором. В русских печах недаром ее исстари использовали для длительного хранения раскаленных древесных углей. Обжигают камеру муфельной приставки непосредственно на электроплитке, которую устанавливают на лист асбеста и на два кирпича. При пользовании электроплиткой, конечно, не забывайте о правилах техники безопасности. На первой стадии обжига — примерно в течение двух часов температура должна быть не очень высокой. Поэтому плитку периодически включают всего на одну минуту через каждые пять минут. Когда срок выйдет, плитку включают на полную мощность и приступают к обжигу камеры при более высокой температуре. Примерно через два часа заглядывают в смотровой глазок. Если внутри камеры темно, обжиг продолжается. Но как только ее стены раскалятся докрасна, значит, температура поднялась выше 900°С и обжиг пора прекращать, выключив плитку.
Когда камера медленно остынет, в нее можно загружать глиняные изделия для обжига. Из-за одной вещи начинать довольно длительный процесс обжига невыгодно. Когда же наберется достаточное количество изделий, на диск плитки сначала устанавливаются самые крупные, а затем между ними и сверху укладывают те, что помельче. Отдельные фигурки закрепляют отожженной стальной проволокой. Приготовленные к обжигу изделия собираются в компактную кучку такой величины, чтобы она свободно накрывалась колпаком камеры. Гораздо проще добиться этого, если заранее сплести из отожженной стальной проволоки специальную корзину (72.9), которая должна свободно входить в камеру.
Если предстоит обжечь достаточно большую посудину с широким горлышком, то ее можно использовать в качестве вместилища для мелких изделий (72.10).
Надо иметь в виду, что загрузка камер обжиговых печей «навалом» допустима только при первом, так называемом у тельном обжиге, когда на изделиях нет глазури и слипание им не грозит. Если же на изделия будет нанесена глазурь, они должны стоять отдельно, не касаясь друг друга, а значит, в камеру вряд ли войдет даже треть того, что удалось вместить в нее при утельном обжиге.
Опустив на электроплитку с установленными на ней изделиями муфельную приставку, приступают к обжигу. Он ничем не отличается от обжига самой камеры. То есть в течение двух часов происходит досушка изделий при небольшойтемпературе, для чего плитку периодически включают и отключают.
Потом обжигают при включенной электроплитке, пока изделия не накалятся докрасна. Закончив обжиг, муфельной приставке вместе с изделиями дают медленно остынуть.